?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Российский дизайн.

Сегодня только ленивый не говорит о необходимости модернизации отечественного производства и необходимости внедрения в него инноваций. Но только разговоры эти по большей части остаются лишь разговорами, своеобразным правилом хорошего тона. Концентрация на форме, а не на содержании вообще очень характерна для нашей современности.

Очень чётко просматривается эта тенденция в современном российском дизайне.
Вот попробуйте каждый себе дать определение слову «дизайн».

Наверняка большая часть эпитетов и определений, которыми вы будете описывать это слово, сведётся к «оформительству». Оформлению пространства, оформлению предмета, оформлению образа. Иными словами дизайн для нас это способ работы над формой, внешней оболочкой чего-либо.
Однако в своём изначальном значение слово «дизайн» это, прежде всего содержание, которое затем диктует форму. Дизайн нового продукта на Западе, откуда к нам и пришло это слово, это не просто упаковка, это не просто красивая или необычная форма, это, прежде всего новое конструкторское решение, новый уровень удобства применения и эргономики.

Работа дизайнера это не просто красивая этикетка, это эргономичная и удобная бытовая техника и мебель, это ноутбуки, телефоны и плееры не хуже чем Apple, это учебники по которым хочется учиться, это одежда, которую хочется носить, это дома, в которых хочется жить и парки и площадки возле них, по которым хочется гулять. Дизайн формирует окружающий нас мир, а пока дизайн будет пустым, внешним или наполненным, но чужим содержанием, то такой пустой или чужой и будет пространство в которым мы живём и предметы которые нас окружают.

Вот почему приходя в магазин, я вижу двадцать различных марок сгущёнки, но при этом все как одна упакованы в железо, а этикетки все сплошь сине-белые, и на всех отпечатана тоска о советском прошлом.

Ну, вот неужели большинство тех, кто покупают сгущёнку покупают её ящиками на 10 лет вперёд? Неужели все покупатели сгущёнки так безумно тоскуют по советам ,что будут стоять и выбирать между двадцатью банками, которая из них точнее похожа на «ту самую?
Мне отчего-то кажется, что нет.

Но производители упорно продолжают штамповать одинаковые металлические контейнеры и красить их в совдеповую гжель.
И так у нас во всём, от уныло-серого здания новой школы до массивов однообразных чёрт знает как понатыканных многоэтажек, от упаковки молока, до пресловутой Лады «Калина».
Пока мы относимся к дизайну как к «оформительству» никакой модернизации мы не добьёмся и никаких инноваций не внедрим.

Кто виноват.

Таким отношением к дизайну, мы во многом обязаны нашему советскому прошлому, рассказывать о качестве дизайна продукции, во времена которого никому, думаю не нужно.

Основные препоны на пути развития современного российского дизайна это нехватка квалифицированных кадров, отсталость российского образования в этой сфере, отсутствие на предприятиях понимания о возможностях эффективного применения дизайна в производстве и отсутствие единой государственной системы поддержки развития дизайна.

Образование.
В Костромском государственном университете, который я закончил, есть Художественно-графический факультет, который ежегодно выпускает около пятидесяти учителей ИЗО. Вот только в школы из них идут единицы. Но при этом сегодня в Костроме ощущается серьёзный дефицит квалифицированных графических дизайнеров, и взяться этим дизайнерам неоткуда, потому что графическому дизайну на худграфе студентов учить просто некому. Образовательные учреждения не ориентируются на запрос рынка, оставляя это на откуп самим выпускникам.

Помимо этого в Костроме есть ещё два вуза, в которых готовят специалистов сферы дизайна, но общим для них является то, что обучение проходит по учебникам ещё 80-х годов прошлого века, отсутствует практика стажировки выпускников на передовых предприятиях отрасли, не говоря уже об иностранных стажировках. Преподавательский состав в этих вузах учит студентов не создавать принципиально новые продукты, находить новые решения и ориентироваться на конечного потребителя, а качественно и точно штамповать знакомые нам ещё с советского времени банки сгущёнки, Лады «Калины», сапожки «Прощай молодость» и картины типа «Натюрморт из трёх яблок и груши».

Кадры.
С кадрами у нас вообще замкнутый круг. Отечественные вузы выпускают специалистов, которые никому не нужны. Предприятия не могу найти нормальных дизайнеров, поэтому сокращают ставки и сворачивают работу в этом направлении, обходясь минимальными требованиями к внешнему оформлению продукции. Соответственно даже способные ребята, закончив вузы не могут работать по специальности и вынуждены уходить в другие отрасли.

Сегодняшний кадровый рынок дизайна переполнен самоучками, к коим относится и ваш покорный слуга. Самоучки очень чутко реагируют на изменяющиеся запросы рынка и могут, начав с графического дизайна постепенно перепрофилироваться в 3D-дизайнеров и заняться, промышленны дизайном. Однако отсутствие базового художественного или технического образования не позволяет таким специалистам создавать принципиально новые продукты, поэтому, как правило, мы сталкиваемся с более или менее качественными копиями уже существующих образцов дизайна.

Присутствие на рынке такого количества непрофессионалов вызвало так же и деформацию системы оплаты и критериев качества в сфере дизайн-услуг. Если у вас мало денег, то мы вам клипартов надёргаем, смастерим из них нечто и готово. Если же у вас денег побольше, то тогда мы, конечно же, подойдём к вашему заданию посерьёзней, возможно, даже привлечём профессионалов, который сделает работу качественно. А так быть не должно. Должно быть сразу качественно, независимо от суммы гонорара. Оплата должна зависеть от объёма работ и особенностей технического задания. Ответственное отношение к каждому заказу, комплексное решение каждой проблемы это профессиональный принцип, который редко формируется само по себе, и поэтому должен культивироваться в средних и высших учебных заведениях.

Производство.
Отсталое производство и отсутствие по-новому мыслящих кадров это проблемы уже старые и впринципе понятные.

Более серьёзной проблемой сегодня является непонимание руководящим составом предприятий истинной роли дизайна в современной экономике. Дизайн почти не применяется на начальных стадиях разработки, а воспринимается исключительно как итоговое внешнее оформление готовой продукции. Менеджеры очень часто не умеют грамотно составить техническое задание для разработчиков дизайна. А в малом и среднем бизнесе зачастую главным заказчиком и приёмщиком дизайн-услуг выступает хозяин предприятия.

А какие критерии он предъявляет к оформлению продукции?
- «Вы мне нарисуйте так, чтобы побогаче выглядело, и золота побольше, блёсток и звёздочек всяких. А вот тут узоров нарисуйте. И надпись сделайте побольше, да цветом поярче, чтоб с тридцати метров в глаза бросалось. А в центр композиции, очень уж прошу, поместите фотопортрет дочери моей фотомодельной, она у нас лицо кампании, основа бренда, так сказать…» ну и так далее. Инновации, модернизация, ага.

Государственная поддержка.
В России сегодня отсутствует система поддержки и развития дизайна на государственном уровне, а это значит, что такая система отсутствует вообще, так как рынок самостоятельно не в силах выполнять эту функцию.

Однако следует заметить, что в 2006-м году правительством даже была принята «Концепция развития дизайна в Российской Федерации» (http://www.minprom.gov.ru/expertise/anons/6), однако никакого заметного результата это не дало. Хотя документ очень грамотный и правильно написанный, всем кто ещё не ознакомился, рекомендую.

Помимо отсутствия какой-либо внятной и планомерной деятельности в направлении развития дизайна, государство так же очень мало уделяет внимания дизайну в своей непосредственной деятельности. Градостроение, возведение зданий социально-культурно направленности, госзакупки в сфере образования, здравоохранения, транспорта, социального обеспечения производятся без учёта современных требований к дизайну и функциональности предметов и окружающего пространства. Во многом это вызвано тем, что отсутствуют стандарты и регламентация в области дизайна.

Пренебрежение пространственным дизайном при градостроительстве приводит в итоге к постепенной деградации городского социума, выражающегося в надписях на стенах, грязи в подъездах и неухоженных придомовых территориях.

Один из самых нелюбимых мною учебников в школе был учебник по Литературе. Он был скучный, унылый, однообразный и без картинок. Для меня, как в среднем и для 20% остальных школьников визуализация изучаемой информации является основой её эффективного восприятия. Вот учебник по Биологии, это другое дело. Я и сейчас могу по памяти нарисовать строение клетки или перечислить основные звенья эволюции человека. А вот классическую русскую литературу я знаю плохо.

Проблем, безусловно, много, однако все их можно решить, подходить к их решению необходимо комплексно, координируя усилия по адаптации российского профильного образования, популяризации вопросов применения дизайна на производстве и в бюджетных организациях, а так же разработав систему государственного регулирования и поддержки в сфере дизайна.

Что делать.

Образование и Кадры.
В сфере отечественного высшего и среднего специального образование необходимо пересмотреть учебные программ и планы специальностей по направлению «Дизайн». При этом необходимо учитывать современные мировые стандарты образования в области дизайна, а так же учитывать современные потребности рынка. Не мало важно учитывать при составлении образовательных программ и прогнозы развития инновационного рынка. Мы уже сегодня должны учить будущих дизайнеров как создавать наше гармоничное предметно-пространственное «завтра».

Специальность «Промышленный дизайн» необходимо выделить в отдельную специализацию на базе технических вузов.

Помимо пересмотров образовательных стандартов в дизайнерских специальностей, необходимо ввести вопросы эффективного использования дизайна на производстве и в сфере оказания услуг в учебные планы инженерных, управленческих и экономических специальностей. Готовить нужно не только исполнителей но и заказчиков дизайна.

Необходимо разработать систему переподготовки и повышения квалификации уже практикующих дизайнеров, а также наладить более плотные связи между образовательными учреждениями, профессиональными союзами дизайнеров и работодателями.
Для того чтобы минимизировать отсталость российского дизайнерского образования, необходимо способствовать развитию международных связей между отечественными и зарубежными вузами. Необходима система государственной поддержки международных стажировок российских студентов в передовых зарубежных вузах и исследовательских центрах.

Необходимо организовать закупки и перевод передовых зарубежных профильных изданий и методических материалов.

Нужно поддержать на государственном уровне практику организации мастер-классов, семинаров и конференций с участием известных зарубежных и отечественных дизайнеров.

Необходима так же национальная система грантов в области дизайн-образования и конкурсная поддержка наиболее успешных вузов, факультетов и кафедр, работающих в сфере дизайна.

Производство и государственная поддержка.
Как я и говорил уже раньше, эффективная система поддержки развития дизайна возможна сегодня только при непосредственном участи в этом процесс государства и местной власти.
На законодательном уровне необходимы изменения в Патентном законе РФ, чтобы упростить процедуру получения патентов на промышленные образцы, наряду с этим, необходимо так должным образом обеспечит защиту интеллектуальной собственности в сфере дизайна.

Необходимо включить дизайн в перечень видов деятельности, позволяющих предприятиям этой сферы входить в финансируемые государством технопарки. Особенно необходимо уделить этому внимание при строительстве и организации иннограда Сколково, на базе которого необходимо развернуть деятельность федерального центра развития дизайна.

Центры развития дизайна необходимы так же и на региональном уровне, где они будут являться площадкой для подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров в сфере дизайна. Центры могут служить так же площадкой для информационных контактов и сотрудничества работодателей и производителей дизан-услуг.

Примеры успешной работы таких центров в России уже есть (http://pcrd.ru/) необходимо теперь тиражировать этот опыт и на другие регионы.

Необходима так же система национальных и региональных выставок, конференций и фестивалей дизайна. Так же необходима система мастер-классов и семинаров для руководителей и управляющего состава предприятий по вопросам эффективного применения дизайна в производстве и продаже продукции.

В современной экономике, в производстве и в сфере услуг, дизайн играет большое значение. Поэтому, говоря сегодня о модернизации российской экономики и промышленности, мы должны, в том числе говорить и о модернизации российского дизайна. Необходима система государственной поддержки развития дизайна. На региональном уровне необходимо создать центры развития дизайна, наладив сотрудничество, в рамках этих центров, с Российским союзом промышленников и предпринимателей, торгово-промышленными палатами, профессиональными союзами дизайнеров, предприятиями, работающими в сфере дизайна и учебными заведениями, готовящих профессиональных дизайнеров. Необходима модернизация российского высшего и профессионального образования в сфере дизайна.

Развитие российского дизайна, поможет повысить конкурентоспособность российских товаров и услуг, как на региональном, так и на международном уровне, а так же улучшить качество жизни наших граждан.

Дизайн развивать нужно, и в принципе есть понимание как это делать, осталось лишь организовать процесс взаимодействия между всеми заинтересованными субъектами с целью выработки и реализации национальной программы развития дизайна.

Comments